207 статья уголовного кодекса рф

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

207 статья уголовного кодекса рф

Терроризм осуществляется не только в форме открытых нападений, взрывов и захватов заложников.

Сегодня все чаще терроризмом занимаются подростки и молодые люди ради забавы, не планируя совершения реальных террористических действий, лишь запугивая органы правопорядка своими выходками.

Многие из них не знают, что совершение хулиганских действий с террористическим подтекстом признается в стране уголовно-наказуемым деянием.

Телефонный терроризм (статья 207 УК РФ) – это преступление средней тяжести, за совершение которого можно даже получить реальный срок.

Что грозит молодым пранкерам, и как отличить обычное хулиганство от телефонного терроризма, поговорим далее.

Сущность хулиганства

Пранк – в переводе означает телефонный розыгрыш. Именно поэтому телефонные хулиганы получили название – пранкеры.

Вовсе не значит, что все телефонные забавы противозаконны. Никто не станет Вас судить за то, что Вы подшутили над своим товарищем 1 апреля. Другое дело, когда Ваши шутки и ложные угрозы создают угрозу общественной безопасности.

Ст. 213 УК РФ, посвященная хулиганству, регламентирует те признаки, которые отличают его от противоправных забав.

К ним относятся:

  • Грубое нарушение общественного порядка;
  • Выражение открытого неуважения к окружающим социальным группам или отдельным личностям;
  • Для осуществления деяния используются оружие или его заменители;
  • Хулиганские действия осуществляются в местах большого скопления людей;
  • Осуществление противоправных действий происходит на фоне вражды религиозной, классовой, расовой, социальной и др.

За телефонное хулиганство предусмотрена и административная, и уголовная ответственность.

Телефонный терроризм как разновидность хулиганства

Телефонный терроризм предполагает заведомо ложное сообщение об акте терроризма: о готовящемся или происходящем террористическом акте через средства связи.

В качестве актов терроризма могут быть взрывы, поджоги, атаки, захваты заложников и другие действий, ставящие под угрозу жизнь мирного населения или создающие опасность порчи их имущества.

Опытные террористы знают, что главным условием и возможностью их безнаказанности является их анонимность.

Чтобы никто не смог определить личности террористов, они применяют различные уловки и методы связи:

  • Звонки с таксофонов;
  • Звонки с телефонов, на которых установлены программы по изменению голоса звонящего;
  • Звонки с подставных сим-карт;
  • Отправка сообщений через зашифрованные мессенджеры;
  • Бумажные письма, подкладываемые в почтовые ящики и т.д.

Законодательные органы при этом, наоборот, стараются все больше и больше узаконить способы тотального контроля за всеми средствами связи граждан для пресечения ложных и реальных террористических угроз.

Сегодня купить сим-карту можно только по паспорту, все приложения для общения не защищены анонимностью, спецслужбы легко отслеживают IP адреса компьютеров.

Чаще всего объектами телефонного терроризма становятся объекты социального значения. К ним, согласно ст. 207 УК РФ, относятся следующие организации и учреждения:

  • Школы;
  • Детские сады;
  • Больницы, поликлиники, санатории;
  • Дома престарелых;
  • Отели и гостиницы;
  • Развлекательные учреждения (концертные залы, спортивные арены, клубы, кинотеатры, торговые центры);
  • Пассажирский транспорт (метро, самолеты, поезда, вокзалы);
  • Банки;
  • Отделения полиции или суды.

Цели и последствия телефонного терроризма

Совершая подобные противоправные действия и осознавая наказуемость таких деяний, террористы преследуют определенные цели.

Принято выделять несколько подобных мотивов:

  • Ради хулиганских побуждений;
  • Для дезориентации и дезорганизации органов правопорядка и спецслужб;
  • Для отвлечения внимания полиции от реальных происшествий и террористических атак.

Общественная опасность телефонного терроризма проявляется в следующих характеристиках:

  • Срыв в работе конкретных организаций и учреждений, что чревато серьезными убытками;
  • Появление всеобщей паники, при которой вероятно возникновение большого числа жертв;
  • Вселение страха в головы большого количества людей;
  • При отвлечении от реальных угроз настоящие жертвы не смогут получить необходимую помощь своевременно и в нужном объеме.

Правоохранители обязаны проверять все случаи сообщения о терроризме. Какой бы минимальной не была вероятность наступления негативных последствий, рисковать жизнями людей никто в полиции не станет.

Для этого существуют даже специальные отряды реагирования, когда на место одновременно выезжают наряды полиции, ОМОН, пожарные машины и скорая медицинская помощь.

Состав преступления

Как и любое преступление, телефонный терроризм имеет свой строго регламентированный состав. При неполном составе и отсутствии хотя бы одного элемента в нем дело может рассыпаться, а виновный не будет наказан.

Выглядит состав по ст. 207 УК РФ следующим образом:

  • Объект – отношения по поддержанию мер общественной безопасности. Это, если говорить в общем смысле. Когда речь идет о частном смысле, объектом в данном случае выступают жизни и здоровье большого числа граждан, угрозы сохранения имущества, нарушение в работе органов правопорядка и специальных служб.
  • Объективная сторона – сообщение заведомо ложной информации о времени, месте и виде террористической атаки. При этом способ передачи этой информации не имеет значения для определения состава преступления. Такие сведения могут быть получены устно, письменно и даже через третьих лиц.
  • Субъект – вменяемое лицо в возрасте от 14 лет. Столь низкий возраст привлечения к уголовной ответственности обусловлен большой популярность таких хулиганских действий среди школьников.
  • Субъективная сторона – прямой умысле, согласно которому виновное лицо осознает ложность передаваемых сведений и риски угрозы паники и введения в заблуждение большого числа лиц. Если человек передал информацию о предполагаемом теракте, будучи уверенным в ее реальности, не имея умысла обмануть полицию, его действие не будет предполагать уголовного преследования.

Мотивы содеянного не имеют никакого значения для уголовного преступления. Чтобы имел место телефонный терроризм, необходимо, чтобы ложные сведения были переданы именно тем лицам и в те структуры, которые обязаны реагировать на данные сообщения.

Если такая информация была передана другому лицу, это деяние будет признано малозначительным.

Преступление по ст. 207 УК РФ признается оконченным с момента получения ложной информации о теракте адресатом сообщения.

Что грозит телефонным террористам?

КоАП РФ также предусматривает административную ответственность за телефонные хулиганства. Но в этом случае совершаемые действия не предполагают ложные доносы о терактах, они лишь нарушают спокойствие и безопасность отдельных граждан.

Ст. 20.1 КоАП РФ предусматривает наказание за следующие мелкие хулиганские действия:

  • Неуважение к субъектам общества;
  • Нецензурная брань и ругань в адрес других людей;
  • Оскорбительные телефонные надоедания.

Административное наказание за мелкое хулиганство предполагает назначение штрафа до 1000 рублей или ареста до 15 суток.

По УК РФ наказание за телефонный терроризм предусмотрено более серьезное. Предоставление ложных сведений о теракте из хулиганских побуждений может быть наказано одним из следующих видов уголовной ответственности:

  • Штраф от 200 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от 12 до 18 месяцев;
  • Ограничение свободы до 3 лет;
  • Принудительные работы от 2 до 3 лет.

Эти виды наказания распространяются на сообщения, не относящиеся к объектам социальной инфраструктуры (школам, больницам, вокзалам и т.д.).

Когда же речь идет о ложной угрозе терроризма в социально значимых объектах, в местах большого скопления людей и при причинении крупного ущерба, возможны следующие виды наказания:

  • Штраф от 500 до 700 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от 1 до 2 лет;
  • Лишение свободы от 3 до 5 лет.

По ст. 207 УК РФ размер крупного ущерба составляет значение свыше 1 миллиона рублей.

Когда преступление совершено с целью дестабилизации работы органов власти с угрозой гибели большого числа людей, ответственность за ложное сообщение об акте терроризма приобретает иные масштабы:

  • Штраф от 700 тысяч до 1 миллиона рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 3 лет;
  • Лишение свободы от 6 до 8 лет.

Если в результате ложной террористической угрозы возникли тяжкие последствия или даже смерть кого-либо из граждан, виновнику грозит ответственность в виде штрафа до 2 миллионов рублей или лишения свободы до 10 лет.

Если осуществлял телефонный терроризм малолетний ребенок, ответственность будут нести его законные представители – родители. Им приходится выплачивать штраф за преступные действия ребенка и причиненный ущерб.

Судебная практика на 2020 год

Сегодня поймать телефонных террористов не составляет труда для правоохранителей. Многие из них и вовсе не скрываются, потому что не осознают тяжесть последствий своего деяния.

Часто подобные действия совершаются лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Но это не является для них реабилитирующим основанием.

Примером телефонного терроризма может быть такая ситуация. Гражданин А., будучи родителем школьника, вступил в конфликт с учителями и руководством школы №10. В конце года они оставили его ребенка на второй год обучения из-за низкой успеваемости.

Отец в состоянии злости и агрессии сообщил директору школу угрозу о том, что завтра он взорвет их школу. На следующий день гражданин А. позвонил в полицию и сообщил о возможном теракте в школе.

Немедленно в школу выехал отряд полиции, пожарные и скорая помощь, все дети были эвакуированы. Никакой взрывчатки в здании не было найдено. Многие из родителей забрали своих детей домой, опасаясь за их жизнь. Занятия в школе были сорваны.

Злоумышленника быстро нашли и доставили в отделение полиции. По приговору суда ему был назначен штраф в размере 600 тысяч рублей.

Подследственность содеянного предполагает немедленную активацию сотрудников полиции, которые прежде всего обязаны оценить степень реальной угрозы.

Для этого они тщательно анализирую голос и речь звонившего, пытаются установить с ним обратную связь, получить сведения о его местонахождении.

Если сообщение о теракте не содержит информации о конкретном адресе той организации, где он готовится, сотрудники полиции обязаны проверить все адреса с таким названием организаций.

Если известно точное время взрыва, полиция должна проверить, чтобы за 15 минут до назначенного времени в здании не осталось людей.

Телефонный терроризм – это не обычная безобидная шалость, это серьезное преступление, которое может угрожать безопасности каждого человека.

Мы все посещаем больницы и школы, ходим в кино и на концерты, и стать участником массовой атаки можем в любой момент. Любые сообщения о таких угрозах обязательно должны проверяться. Рисковать жизнями мирных граждан никто не имеет права.

Но каждая такая реакция несет внушительные убытки, нерациональное распределение состава групп реагирования и прочие негативны последствия, которые должны быть основанием привлечения к уголовной ответственности телефонных террористов.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/telefonnyj-terrorizm-statya-207-uk-rf/

Новое наказание за распространение фейков

207 статья уголовного кодекса рф

Хохолков Михаил Владимирович
Ведущий юрист

С 1 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Эти изменения обусловлены ситуацией, связанной с коронавирусной пандемией и повышенными мерами безопасности.

Михаил Хохолков, ведущий юрист INTELLECT, рассказывает о новых видах ответственности за публикацию недостоверной информации.

Административная ответственность за распространение информации

Внесены изменения в статью 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации».

1. Согласно новой части 101 статьи 13.

15 КоАП, ответственность наступает за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Ответственность по данной норме предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 млн рублей до 3 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

2. Частью 102 статьи 13.

15 КоАП введена ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Наказание – административный штраф для юридических лиц в размере от 3 млн до 5 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Субъектами данных административных правонарушений (части 101 и 102 статьи 13.15 КоАП) могут быть только юридические лица.

3. Частью 11 статьи 13.15 КоАП в новой редакции предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 101 или 102 указанной статьи КоАП.

Процедура привлечения к ответственности

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 10-11 статьи 13.15 КоАП, составляют должностные лица органов внутренних дел и Роскомнадзора.

Для квалификации административного правонарушения по частям 9-11 статьи 13.15 КоАП распространяемая информация должна:

  • быть общественно значимой (носить публичный характер);
  • быть заведомо недостоверной, но выдаваемой за достоверную (лицо должно осознавать, что оно распространяет именно недостоверную информацию под видом достоверной);
  • создавать реальную и осуществимую угрозу:• причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, нанесения вреда имуществу;• массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности;

    • создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в части 101 статьи 13.15 КоАП признаются:

• чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
• чрезвычайные экологические ситуации (в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения).

Поступившая в органы внутренних дел сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, принимаются и регистрируются в соответствии с предписаниями Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. №736.

В ходе рассмотрения заявлений (сообщений) о правонарушениях, предусмотренных частями 101, 102, 11 статьи 13.15 КоАП устанавливаются:

  • факт распространения в средствах массовой информации или Интернете сведений, составляющих объективную сторону указанного правонарушения (по частям 101, 102, 11 статьи 13.15 КоАП);
  • несоответствие распространяемой информации официальным данным – путем ее сопоставления со сведениями компетентных источников, в том числе посредством запроса при необходимости информации в уполномоченных органах (организациях);
  • причинно-следственная связь действия с наступлением общественно-вредных последствий;
  • отсутствие (наличие) признаков составов преступлений, предусмотренных УК;
  • лицо, совершившее правонарушение;
  • при необходимости – свидетели, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Кроме того, осуществляется сбор иных доказательств по делу об административном правонарушении: фото- и киносъемка, аудио- и видеозапись и др.

При поступлении в орган внутренних дел сообщения/заявления о распространении под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения, а также при непосредственном выявлении указанных признаков правонарушения источник распространения этой информации устанавливается через оперативное подразделение территориального органа МВД России, на которое возложены функции мониторинга ресурсов Интернета (например, подразделения по противодействию экстремизму, подразделения специальных технических мероприятий).

О возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9-11 статьи 13.

15 КоАП, в течение 24 часов (в письменном виде) уведомляются органы прокуратуры (по месту составления протокола об административном правонарушении) с направлением им соответствующих материалов, необходимых для принятия мер по удалению запрещенной информации.

(Генеральный прокурор РФ и его заместители наделены полномочием обратиться в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, ее распространяющим, если информация не была удалена.).

Не забывайте и о том, что привлечение СМИ к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации в течение года более двух раз является основанием для аннулирования регистрации СМИ. Также продолжают действовать нормы о блокировке сайтов (подробнее о процедуре блокировки читайте в материале «Коронавирус и закон о фейках»).

Уголовная ответственность за распространение информации

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. №100-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 207.1, 207.2.

1. Статьей 207.1 УК РФ устанавливается ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности граждан и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Наказание – штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 3 лет.

Примечание.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в настоящей статье признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

2. Частью 1 статьи 207.2 УК РФ предусмотрена ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее причинение вреда здоровью человека.

Такое действие наказывается штрафом в размере от 700 тысяч до 1,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 2 статьи 207.2 УК РФ – те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Наказание – штраф в размере от 1,5 млн до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Квалификация новых составов «информационной» уголовной ответственности

Объект преступлений новых составов – общественная безопасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности».

Принимая во внимание, что изменения в статью 20 УК не вносятся, субъект преступлений, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК, – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 207.1 Уголовного кодекса РФ. С объективной стороны, преступление, предусмотренное статьей 207.1 УК, выражается в действиях в виде публичного распространения под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Данное преступление признается оконченным с момента публичного распространения информации. Под публичным следует понимать обращение к другим лицам с целью вызвать их реакцию. Форма распространения значения не имеет. Она может быть устной, письменной, опубликованной в информационно-коммуникационных сетях, в том числе в Интернете, в СМИ.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 207.1 УК, характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что сообщает ложную информацию о вышеуказанных обстоятельствах и что это сообщение может вызвать панику, страх, беспокойство, нарушит общественную безопасность, и желает так действовать. Мотив преступления может быть различным и на квалификацию не влияет.

Вместе с тем, если лицо добросовестно заблуждается, полагает, что его информация соответствует действительности, то ответственность исключается.

Статья 207.2 Уголовного кодекса РФ. Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 207.

2 УК, состоит в публичном распространении в виде достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, повлекшее причинение вреда здоровью человека (часть первая) либо смерть или иные тяжкие последствия (часть вторая).

Квалификация деяний по указанной норме возможна только при наличии прямой причинной связи между распространением данной информации и наступившими последствиями. При ненаступлении указанных последствий в отношении правонарушителя может быть применена статья 207.1 УК.

Квалифицированным видом данного преступления согласно части второй статьи 207.2 УК является то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями следует понимать нарушение работы организации, предприятия, учреждения, связанное с длительным прекращением работы, и т.д.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом по отношению к распространению ложной информации и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям.

Подследственность. Преступления, предусмотренные статьями 207.1 и 207.2 УК, в соответствии с изменениями статьи 151 УПК отнесены к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.

При поступлении в органы внутренних дел сообщений, содержащих признаки деяний, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК, необходимо незамедлительно принять решение в соответствии со статьями 144 и 145 УПК о направлении материалов по подследственности в соответствующее подразделение Следственного комитета РФ.

Материал подготовлен в рамках консалтинговой практики «COVID-19 Helpdesk»

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/novoe_nakazanie_za_rasprostranenie_feykov/

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: