Правила инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация в бюджетном учреждении

Правила инвентаризации в бюджетном учреждении

При составлении приказа, касающегося вопроса инвентаризации, специалисту-делопроизводителю важно помнить, что есть установленный единый образец. Именно им надо руководствоваться. Информация, которая подлежит обязательному отражению в приказе:

  • состав комиссии по инвентаризации;
  • предмет инвентаризации, то есть, что конкретно будет инвентаризироваться (имущество, документы, обязательства);
  • указывайте на сроки, в которые подлежит провести инвентаризацию;
  • указание на причину проведения инвентаризации, например, переоценка или проверка;
  • в какие сроки материалы по результаты инвентаризации должны быть предоставлены в бухгалтерию.

Давайте рассмотрим образец данного приказа на конкретном примере

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РОГА И КОПЫТА»

ПРИКАЗ

« 18 » октября 2015 г.№ 12

г. Новгород

Об инвентаризации имущества

  1. Провести по состоянию на 18 октября 2015 г. инвентаризацию финансовых активов, имущества и обязательств.
  2. Для организации инвентаризации средств, которые находятся на балансе и числятся на бюджетных счетах учета у лиц материально-ответственных Ковалевой Н.Н., Безруковой О.Р., Раковой П.С., создать комиссию по инвентаризации следующего состава:
Председатель комиссии:заместитель генерального директора Д.Л.

Порядок проведения инвентаризации в бюджетных учреждениях

Тверской

Члены комиссии:главный специалист бухгалтерского отдела А.А.Дроздова
специалист отдела обеспечения С.П. Пуговкин
старший специалист отдела информационных технологий Ф.Н. Спичкин
  1. Для осуществления инвентаризации, имеющихся в кассе денежных средств, бланков, подлежащих строгой отчетности, иных материальных запасов, которые закреплены за ответственными лицами Волковой П.Р., Зайцевой Р.Р., Медведевым П.Н. создать комиссию по инвентаризации следующего состава:
Председатель:и.о. заместителя генерального директора С.Д. Рогов
Члены комиссии:ведущий специалист отдела продаж Л.Д. Тропинкина
специалист отдела обеспечения П.М. Южанин
специалист юридического отдела О.И. Яковлева
  1. Процесс инвентаризации начать 18 октября 2015 г. и закончить 20 октября 2015 г. Не позднее 21октября предоставить материалы о результатах инвентаризации в финансовый отдел.
  2. Руководителю финансового отдела Красновой Д.Ю. данные описей инвентаризации и акты проверить, после чего сопоставить с данными бюджетного учета и до 25 октября 2015 г. руководителю организации подготовить предложения, касающиеся результатов проведенной инвентаризации.
  3. Результаты проведенной инвентаризации подлежат отражению в бюджетном учете до 01 ноября 2015 года.
  4. Лицам, несущим материальную ответственность, необходимо осуществить проверку по факту наличия и состояния объектов материальных запасов и основных средств по месту их хранения, и 30 октября 2015 года предоставить расписку в финансовый отдел.
  5. Контроль исполнения данного приказа возложить на и.о. заместителя директора ООО «Рога и копыта» Коробова С.Д.
РуководительЕ.Е. Селиванов

Представленный образец вы можете изменять, дополнять либо сокращать. Главное, чтобы приказ был составлен с учетом названных в начале статьи требований. Многие ошибочно указывают членов комиссии в зависимости от их должности. Правильно будет составлять список по алфавиту. Инициалы по отношению к фамилии в приказах, касающихся основной деятельности, указываются так, как указанно в образце.

Представляем вашему вниманию еще один образец – это приказ, составляемый при перераспределении должностных полномочий, о проведении инвентаризации материальных объектов.

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГЛУХАРЬ»

(ЗАО «Глухарь»)

Инвентаризация в бюджетном учреждении — документы и учет результатов

 
    Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны инвентаризировать свои активы и обязательства. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале.

Источник: https://printscanner.ru/inventarizacija-v-bjudzhetnom-uchrezhdenii/

Макрос

Правила инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация – это один из методов бухгалтерского учета, представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату.

Инвентаризация — это оценка, контроль за правилами хранения и состояния средств и ценностей в целом.

Фактическое наличие имущества определяется путем обязательного взвешивания, обмера и подсчета.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности должна проводиться инвентаризация в бюджетном и казенном учреждениях, с целью проверки товарно-материальных ценностей и документального подтверждения их наличия.

В ряде случаев порядок (количество, сроки, даты, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них и т.п.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации и утверждается в учетной политике учреждения (пункт 8 приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г., № 34н), за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

К таковым относятся смена руководителя бюджетного учреждения, стихийные бедствия, реорганизация и ряд других случаев).

Если вас интересует услуга проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2016 году, ознакомьтесь с соответствующим разделом .

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств учреждения, а также порядок оформления ее результатов установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13,06,1995 № 49.

Согласно п.1.3 Методических рекомендаций инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств:

  • производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные)
  • имущество, не учтенное по каким либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу (п.332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.).

Материально ответственное лицо является обязательным участником процесса инвентаризации.

До момента начала инвентаризации в школе, детском саду (ДОУ), музее или другом бюджетном учреждении материально ответственное лицо в бухгалтерию сдает все подтверждающие документы о движении имущества (приходные накладные или расходные акты).

Как провести инвентаризацию в школе или другом бюджетном учреждении

Рассмотрим поэтапно процесс проведения инвентаризации:

  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Согласование сроков проведения и видов имущества для инвентаризации.
  • Подготовка приказа о проведении инвентаризации (форма, утвержденная Госкомстата России от 18 августа 1998 г № 88) Приказ утверждается руководителем учреждения.
  • Передача данных учета бухгалтерией председателю комиссии (инвентаризационные описи, сличительные ведомости).
  • Проверка фактического имущества и обязательств.
  • Сопоставление наличия имущества с данными отраженными в бухгалтерском учете.
  • Отражение результатов инвентаризации (излишки. недостача) в бухгалтерских регистрах.

Инвентаризационные описи формируются на фактическую дату проведения инвентаризации.

Описи могут быть заполнены с помощью вычислительной техники или ручным способом (по данным бухгалтерского учета).

Фактическое наличие имущества (ценностей) в описи прописываются разборчиво, шариковой ручкой или чернилами:

Исправления в описи согласовываются всеми членами инвентаризационной описи.

Инвентаризации подлежат

  • Основные средства – материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года).
  • Материальные запасы, находящаяся на различных стадиях производства (и обращения) продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного. Срок полезного использования – менее одного года.
  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
  • Расчеты с подотчетными лицами.

Инвентаризация расчетов

Инвентаризации расчетов (с поставщиками и подрядчиками, с подотчетными лицами, с работниками) – это проверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета и их обоснование.

Инвентаризация расчетов с контрагентами заключается в сличение представленных актов сверки с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Акт содержит информацию по суммам и количеству оплаченных и полученных товаров или оказанных работ, услуг.

При проведении инвентаризации с бюджетом и внебюджетными фондами в акте сверки необходимо обратить особое внимание на суммы исчисленных и фактически поступивших от налогоплательщика денежных средств в бюджет, сумм недоимки или переплаты в разрезе каждого вида налогов.

Инвентаризация расчетов с работниками — метод выявления задолженности или переплаты у сотрудников учреждения, точность исчисления налогов и правомерность применения льгот.

При инвентаризации подотчетных сумм авансовые отчеты проверяют с первичными документами обоснования расходов (кассовый чек, товарная накладная, маршрутный лист), дата выдачи и сроки предоставления отчета в бухгалтерию. Порядок расчетов с подотчетными лицами утвержден в учетной политике организации.

Статья актуальна на март 2015 года.

Екатерина Коверигина

Руководитель группы по аутсорсингу государственных учреждений.

Интеркомп ЦБУ

Какие НПА регулируют проведение инвентаризации материально-производственных запасов

Источник: https://macros-ht.ru/spravochnik/inventarizatsiya-materialno-proizvodstvennyh-zapasov/

Инвентаризация в бюджетном учреждении: правила и этапы проведения

Правила инвентаризации в бюджетном учреждении

Любая хозяйственная деятельность на предприятии предполагает присутствие в его владениях конкретных сбережений. Сюда относятся материальные и нематериальные активы, основные средства, готовая продукция или товар на реализацию, денежные активы и прочее имение.

Какой бы ни была фирма – крупной или мелких масштабов, производственной или коммерческой направленности, государственной или частной – она должна в обязательном порядке пересчитывать перечень присутствующего на ней имущества посредством проведения инвентаризации.

В бюджетных учреждениях данная процедура проводится с особой тщательностью.

Понятие инвентаризации

Инвентаризация по своему первичному определению означает пересчет наличных позиций, числящихся на учете имущества предприятия, с конкретным сопоставлением полученных результатов с предыдущей проверкой. Данное слово первоначально наводит на мысль о привычном термине под названием «инвентарь».

Но стоит отметить, что процесс проведения инвентаризации в бюджетном учреждении предполагает количественное измерение не только хозяйственного имения или инвентарных объектов, которые закреплены за материально-ответственными лицами, но и перечня денежных средств, хранимых на счетах банка и в наличности (в кассе), расчетов с дебиторами и кредиторами, а также финансовых обязательств.

Основной целью данного мероприятия является выявление излишков или недостач, которые могут возникать в ходе хозяйственной деятельности, а также поиск возможных ошибок, которые были совершены сотрудниками различных участков экономического функционирования предприятия в целом.

По итогу проведения инвентаризации в бюджетном учреждении виновные в недостачах лица подлежат дисциплинарному наказанию в виде вынесения им выговора или депремирования, а также возмещения понесенного ущерба.

Значение для предприятия

Проведение регулярных проверок на предприятиях, содержимых за счет казенных средств, является неотъемлемым процессом их хозяйственной деятельности. Значимость инвентаризации в бюджетных учреждениях обусловлена перечнем возможных ситуаций, подлежащих обязательному контроллингу со стороны руководства, а именно:

  • условия передачи имения бюджетного предприятия в аренду;
  • условия реализации или выкупа бюджетного имущества;
  • контроль состояния актива и пассива государственного учреждения;
  • смена материально-ответственного лица и передачи дел;
  • наличие фактов хищения, злоупотребления служебным положением и порчи ценностей;
  • ситуации пожаров, стихийных бедствий и прочих чрезвычайных ситуаций.

В обязательном порядке инвентаризируются особо важные и весомые составляющие имущества бюджетного учреждения, в список которых включены:

  • касса предприятия;
  • медикаментозные препараты;
  • основные средства;
  • товарно-материальные ценности;
  • фонд библиотеки;
  • перечень драгоценных металлов и камней.

Правила проведения

Правила проведения инвентаризации в бюджетном учреждении регламентируются действующим законодательством. Одним из основных требований к корректному проведению проверки казенного имущества является обязательное формирование состава комиссии.

Приказом на инвентаризацию в бюджетном учреждении устанавливаются конкретные лица, которые будут входить в члены этой комиссии. В круг лиц, представленных к проведению проверки, входят исключительно сотрудники штата данного предприятия, но никак не сторонние лица в виде эксперт-оценщиков, работников государственных инспекций и так далее.

Обязательными представителями комиссии являются главный и рядовой бухгалтер, а возглавляют ее руководитель и его заместитель. Важно заметить, что материально-ответственные лица не могут входить в состав проверяющих. Помимо членов проверяющей группы директором учреждения утверждаются в приказе конкретные сроки проведения проверки.

По окончании инвентаризации имущества в бюджетном учреждении производится анализ недостач и излишков, выявляются виновные, производится административное взыскание с виновных лиц, если таковые имеются.

Вся работа по проверке наличных и безналичных позиций в имении государственного учреждения делится на несколько этапов.

Первый этап – подготовка. К началу проверки бухгалтерия должна завершить работу со всеми документами о поступлениях и выдачах материальных ценностей, а также провести необходимые записи в перечне реестров аналитического учета, заблаговременно определив остатки на день проведения проверки.

Второй этап – непосредственное проведение инвентаризации в бюджетном учреждении.

Подготавливаются соответствующие бланки для внесения в них данных по результатам проверки, вносятся имена членов комиссии, производится подсчет, взвешивание, замер конкретных позиций, подлежащих инвентаризации, после чего помещения, подверженные проверке, опечатываются для предотвращения подлога или последующего хищения проинвентаризированного имущества.

Третий этап – оформление инвентаризационных описей. Конкретно установленными действующим законодательством формами регламентируется заполнение результатов проверки по основным средствам, нематериальным активам, другим НМА и запасам, наличию денежных средств и ценностей, а также бланков строгой отчетности, расчетов с дебиторами и кредиторами и материальных средств на хранении.

Четвертый этап – проведение проверки заполненных описей. Здесь подводятся итоги инвентаризации основных средств в бюджетном учреждении, обязательств, активов и денежных средств. На данном этапе выявляются излишки и недостачи имущества предприятия.

Инвентаризация ОС

Инвентаризация основных средств в бюджетных учреждениях является одним из наиболее приоритетных и ответственных направлений в работе проверочной комиссии.

Ведь здесь необходимо проанализировать и подсчитать не только фактическое присутствие на предприятии активов, но и определить физическое состояние каждого объекта, подлежащего проверке.

Для этого требуется опыт и определенные навыки членов отобранной руководителем комиссии, поскольку перечень основных средств зачастую слишком велик: он включает массу позиций от объектов недвижимости до канцелярских ручек и карандашей.

Порядок проведения годовой инвентаризации в бюджетном учреждении по части основных средств, равно как при частной внеплановой проверке, включает в себя конкретные принципы анализа объекта обследования. Задачей такой проверки является:

  • пересчет и фиксация фактического наличия ОС;
  • сопоставление полученных данных с информацией бухгалтерского учета, внесенной ранее в программу «1С»;
  • установление расхождений и выявление недостач и излишков, если таковые имеются;
  • проверка объектов, непригодных к использованию;
  • выявление основных средств, которые не соответствуют критериям признания.

При этом объекты земельных участков с их зданиями, сооружениями, недвижимостью не подлежат обязательной годовой проверке, и бюджетное учреждение не обязано проводить инвентаризацию таких средств ежегодно – достаточно проверять их раз в три года.

Инвентаризация кассы

Не менее важным моментом в работе казенного предприятия является проверка кассы и хранящихся в ней денежных средств.

Целью инвентаризации кассы в бюджетном учреждении является проверка реального учета на действующем участке кассовых операций, а также выявление соответствия информации в кассовых документах с фактической наличностью.

Но в каких случаях проверка кассы является обязательной? Этому предшествуют следующие ситуации:

  • передача казенного имущества в аренду или в собственность покупателя;
  • канун составления годовой отчетности;
  • смена МОЛ;
  • выявление признаков кражи, хищения, порчи имущества;
  • форс-мажорные ситуации;
  • стихийные бедствия;
  • аварии;
  • чрезвычайные ситуации;
  • ликвидация или реорганизация предприятия.

Перед проведением проверки все процессы по движению в кассе прекращаются, кассир предоставляет комиссии совокупность всех ПКО, РКО, денежных ведомостей.

Будучи материально-ответственным лицом, он также подтверждает, что им сдана вся кассовая документация в бухгалтерию или самим членам комиссии, а также дает информацию о том, что все прибывшие средства оприходованы, а выбывшие – списаны.

Затем наступает непосредственное проведение самой проверки, которая подразумевает обязательный пересчет всех наличных банкнот в кассе с их конкретным номиналом, а выявленная по итогу подсчета сумма сверяется с той, которая была указана кассиром в кассовой ведомости и остатках на конец периода.

Если на предприятии присутствует контрольно-кассовая техника, проверка начинается со сверки чеков и вписанных в них сумм с данными в программе. Не обходят стороной и отсутствие перелимита в кассе – сумма на остатках не должна превышать граничного его значения.

Нужно также заметить, что помарки, ошибки и вычерки в кассовых документах недопустимы. По окончании инвентаризации кассовых средств в двух экземплярах комиссией составляется акт инвентаризации. Один из них передается в бухгалтерию, другой остается у МОЛ в лице кассира.

Инвентаризация обязательств в бюджетном учреждении направлена на установление достоверной финансовой информации об отчетности и бухгалтерском учете, в процессе которого специалистами определяется наличие и состояние долгов казенного предприятия. Проверку каких объектов предусматривает инвентаризация обязательств? Сюда относятся:

  • предметы кредитов, займов, ссуд;
  • конкретные налоги и сборы;
  • предметы социального страхования;
  • поставка товаров;
  • выполнение работ и услуг,
  • уровень заработной платы.

В ходе проверки директором определяется состав проверочной комиссии. Та, в свою очередь, занимается оценкой правомерности проводимого бухгалтерского учета.

Выявляются задолженности по своевременной оплате кредитов и процентов по кредитам, определяется соответствие цифр в договорах и финансовой отчетности.

Инвентаризация касается и налоговой отчетности – рассматриваются суммы, которые были разнесены на субсчета и которые должны соответствовать информации, внесенной в декларации.

В процессе выявления долгов перед социальными фондами сверяются перечисленные денежные суммы, выискиваются задолженности. Не менее внимательно осуществляется подход к рассмотрению заработной платы каждого сотрудника, с учетом обращения конкретного внимания на установленные недоплаты и переплаты.

Помимо всего прочего, ведется наблюдение и анализ расчетов с покупателями, поставщиками, клиентами, подрядчиками. Анализируются сроки оплаты платежных поручений, а также проверяются предоставленные авансовые отчеты.

Годовой пересчет имущества

На проведение годового пересчета имущества государственного предприятия иногда приглашаются представители бюро технической инвентаризации.

Бюджетное учреждение проводит обязательную годовую проверку по состоянию на первое октября каждого года (начало четвертого квартала отчетного периода).

Помимо вышеперечисленных вариантов проведения пересчета, годовая инвентаризация предусматривает проверку следующих составляющих хозяйственного имущества государственного предприятия:

  • земля, недвижимость (раз в три года);
  • запасы, биологические активы, уже упомянутая дебиторка, кредиторка, доходы и расходы будущего периода, прочие обязательства (ежегодно);
  • объекты основных средств, оборудования, товарно-материальных ценностей (ежегодно);
  • инвестиции, денежные средства, незавершенное производство (ежегодно);
  • аграрные объекты (ежегодно);
  • пчеловодство, питомники (ежегодно).

Во время проведения годовой инвентаризации комиссией проводится следующая работа:

  • проведение инструктажа для проверяющих;
  • организация проведения непосредственно самой инвентаризации;
  • контроль проведения проверки;
  • правильность определения контрольных разниц;
  • повторная проверка в случае ошибки предварительного подсчета имущества;
  • выявление причин появившейся разницы;
  • донесение информации до руководства посредством заполнения инвентаризационной описи.

Недостача при инвентаризации

Выявленная при инвентаризации бюджетного учреждения недостача подлежит анализу. Само по себе определение недостачи являет собой нехватку товарно-материальных ценностей, выявленных в ходе проверки и их непосредственного пересчета. Если недостача была подсчитана в пределах норм естественной убыли, штрафные санкции к материально-ответственному лицу не применяются.

В этом случае сумма недостачи или испорченных запасов списывается со счета учета по конкретной себестоимости, включающей в себя договорную цену и долю транспортных расходов, затраченных на эти запасы. Если же недостача превышает норму естественной убыли, то устанавливается виновное лицо и с него взыскивается штраф в размере суммы, полученной в ходе проверки недостачи.

Излишки при инвентаризации

Выявленные при инвентаризации в бюджетном учреждении излишки подлежат оприходованию.

Полученные в результате проведенной проверки излишние суммы по объектам основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств и прочих активов принимаются на баланс бухгалтерского учета.

Данная операция осуществляется путем принятия излишка к учету по текущей рыночной стоимости (если речь не идет о денежных средствах – они приходуются в том номинале, в котором излишествуют, и данные по ним записываются в акт проведения инвентаризации кассовых средств).

Малоопытные бухгалтера-новички или не доучившиеся до конца студенты, пришедшие работать в бюджетную организацию и приступившие к работе над инвентаризацией, ошибочно полагают, что излишки – это не недостача, что страшного в них ничего нет. Но это не так. Особенно если речь идет о кассе.

В случае, если на предприятие нагрянула внеплановая внезапная проверка с представителями государственной инспекции, обнаруженные ими излишки в кассе даже в размере одной несчастной копейки налагаются штрафом на предприятие. Хранить в кассе собственные средства или недовыданную сдачу категорически запрещено.

Уровень денежных средств в кассе должен четко совпадать с цифрами, внесенными в соответствующую кассовую документацию.

Если же речь идет, например, об основных средствах, тогда они приходуются на баланс предприятия, но руководителем учреждения все равно будут заданы соответствующие вопросы материально-ответственным лицам, которые не поставили излишнее основное средство в нужные сроки на учет предприятия.

Источник: https://FB.ru/article/388620/inventarizatsiya-v-byudjetnom-uchrejdenii-pravila-i-etapyi-provedeniya

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: