Списание задолженности в бюджетном учреждении

Содержание
  1. Об утверждении Регламента списания дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, признанной в установленном порядке безнадежной к взысканию по главе 100
  2. Регламент списания дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, признанной в установленном порядке безнадежной к взысканию по главе 100 “Федеральное казначейство”
  3. Как списать нереальную к взысканию дебиторскую задолженность
  4. В каких случаях можно признать задолженность нереальной к взысканию
  5. Как учитывать задолженность, нереальную к взысканию
  6. Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении – просроченной, порядок
  7. Какие должны быть причины
  8. Порядок
  9. Документы
  10. Сроки
  11. Как списать долги кредиторов и дебиторов в бюджетных учреждениях
  12. Что входит в ДЗ и КЗ
  13. Основания для списания
  14. Срок исковой давности
  15. Просроченная ДЗ и КЗ
  16. Проводки при списании ДЗ и КЗ
  17. Порядок Списания Дебиторской Задолженности Казенное Учреждение 2020 Год
  18. Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении проводки
  19. Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении
  20. Возврат в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет (проводки)
  21. Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении
  22. Списание безнадежной дебиторской задолженности в казенном учреждении
  23. Порядок списания дебиторской задолженности в бюджетном учреждении
  24. Списание просроченной дебиторской задолженности в бюджетном учреждении
  25. Списание просроченной кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Об утверждении Регламента списания дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, признанной в установленном порядке безнадежной к взысканию по главе 100

Списание задолженности в бюджетном учреждении

В соответствии с Типовым планом мероприятий (“дорожной картой”) главных распорядителей средств федерального бюджета по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета в 2016 году, утвержденным Министром финансов Российской Федерации А.Г.

Силуановым 29 апреля 2016 года, и Планом мероприятий по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета в 2016 году по главе 100 “Федеральное казначейство”, утвержденным руководителем Федерального казначейства Р.Е.

Артюхиным 30 мая 2016 года, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент списания дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, признанной в установленном порядке безнадежной к взысканию по главе 100 “Федеральное казначейство”.

2. Финансовому управлению Федерального казначейства (Н.В.Голикова), руководителям территориальных органов Федерального казначейства и директору Федерального казенного учреждения “Центр по обеспечению деятельности Казначейства России” обеспечить выполнение настоящего приказа.

3.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства А.Ю.Демидова.

Руководитель
Р.Е.Артюхин

Регламент списания дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, признанной в установленном порядке безнадежной к взысканию по главе 100 “Федеральное казначейство”

УТВЕРЖДЕНприказом Федерального казначейства

от 31 мая 2016 года N 182

1. Настоящий Регламент устанавливает единый порядок списания дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, признанной в установленном порядке безнадежной к взысканию по главе 100 “Федеральное казначейство”.

2. Дебиторская задолженность по расходам федерального бюджета (далее – дебиторская задолженность) признается безнадежной к взысканию в следующих случаях:

2.1. смерти физического лица – должника или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

2.2. признания банкротом индивидуального предпринимателя-должника в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст.4190) в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

2.3. ликвидации организации – должника, задолженность которого не погашена по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2.4. принятия судом акта, в соответствии с которым взыскатель утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности;

2.5. вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст.4849);

2.6. истечения срока исковой давности.

3.

По результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности, комиссией, уполномоченной на осуществление поступления и выбытия активов, при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательств, в случаях указанных в пункте 2 настоящего Регламента, оформляется протокол, в котором фиксируется факт признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию и акт по списанию дебиторской задолженности, признанной безнадежной к взысканию (далее – акт).

4.

Отражение фактов движения дебиторской задолженности в бюджетном учете осуществляется в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 года, регистрационный номер 19452; Российская газета, 2011, 19 января) и от 6 декабря 2010 года N 162н “Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2011 года, регистрационный номер 19593; Российская газета, 2011, 9 февраля).
________________

С учетом изменений, внесенных приказами Министерства финансов Российском Федерации от 12 октября 2012 года N 134н (зарегистрирован в Минюсте России 10 декабря 2012 года, регистрационный номер 26060; Российская газета, 2012, 21 декабря), от 29 августа 2014 года N 89н (зарегистрирован в Минюсте России 20 октября 2014 года, регистрационный номер 34361; Российская газета, 2014, 5 ноября), от 6 августа 2015 года N 124″ (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2015 года, регистрационный номер 38719; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 1 сентября 2015 года), от 1 марта 2016 года N 16н (зарегистрирован в Минюсте России 25 марта 2016 года, регистрационный номер 41570; Официальный интернет-портал правовой информации hltp://www.pravo.gov.rti. 30 марта 2016 года).

С учетом изменений, внесенных приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 174н (зарегистрирован в Минюсте России 25 февраля 2013 года, регистрационный номер 27282; Российская газета, 2013, 13 марта), от 17 августа 2015 года N 127н (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2015 года, регистрационный номер 38808; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 сентября 2015 года), от 30 ноября 2015 года N 184н (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2016 года, регистрационный номер 40589; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 января 2016 года).

5. В случае если на момент оформления акта дебиторская задолженность признана безнадежной к взысканию в соответствии с подпунктами 2.1-2.5 пункта 2 настоящего Регламента, то данная задолженность подлежит списанию без постановки на забалансовый учет.

6. В случае если на момент оформления акта дебиторская задолженность признана безнадежной к взысканию в соответствии с подпунктом 2.6 пункта 2 настоящего Регламента, то нереальная к взысканию дебиторская задолженность подлежит списанию с баланса и одновременной постановкой на забалансовый учет с ведением аналитического учета по отдельному субсчету, в разрезе контрагентов.

7. При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета.

8.

Списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии, уполномоченной на осуществление поступления и выбытия активов, оформленного в виде акта в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству Российской Федерации, а также по истечении 5 лет.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайт Казначейства Россиипо Тверской областиhttp://tver.roskazna.ru (сканер-копия)

по состоянию на 11.07.2016

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420365172

Как списать нереальную к взысканию дебиторскую задолженность

Списание задолженности в бюджетном учреждении

Как отразить в бухгалтерском учете организации госсектора ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно вернуть? Рассмотрим в статье.

Программы повышения квалификафии и профпереподготовки для бухгалтеров госсектора:
1. Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)
2.

 Бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А)В первую очередь разберем основные понятия.

 Кто такой дебитор, что такое дебиторская задолженность и когда она становится нереальной к взысканию?

Дебитор – юридическое или физическое лицо, которое имеет задолженность по отношению к учреждению.

Дебиторская задолженность – это денежные средства или имущество, которые должны учреждению. Долг перед учреждением мог появиться из-за невыполнения условий контракта, гражданско-правового договора с физическим лицом, излишней выдачи денежных сумм подотчет, ошибки в расчёте заработной платы и т.д.

Просроченная дебиторская задолженность – задолженность, которая не погашена в установленный срок, например, в срок, определенный контрактом. Такая задолженность числится на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной, нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством.

В каких случаях можно признать задолженность нереальной к взысканию

В бюджетном законодательстве такие нормы закреплены в ст. 47.2 Бюджетного Кодекса РФ. Учреждения госсектора при принятии решения о признании задолженности безнадежной могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства. Итак, дебиторская задолженность может быть признана безнадежной (нереальной к взысканию) в случае:

1. Истечения срока исковой давности (ст. 196, 197 ГК РФ).

Срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). При этом Гражданским кодексом РФ предусмотрены случаи приостановления и перерыва срока исковой давности.

Он может прерываться с даты предъявления иска к должнику. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Течение прерванного срока исковой давности по дебиторской задолженности, взыскиваемой по решению суда, вновь начинается с даты вступления решения суда в силу.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления требования об исполнении обязательства.

2. Прекращения обязательства вследствие невозможности его исполнения, например, при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (ст. 416 ГК РФ).

3. Прекращения обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ).

Если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

4. Смерти гражданина-должника (ст. 418 ГК РФ).

5. Ликвидации юридического лица-должника (ст. 419 ГК РФ).

Если законом исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо, то такая задолженность не может считаться безнадежной к взысканию.

Данный порядок признания дебиторской задолженности безнадежной, учреждение вправе прописать в учетной политике.

Как учитывать задолженность, нереальную к взысканию

В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н задолженность неплатежеспособных дебиторов списывается с балансового учета и учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». На этом счете задолженность, по которой еще остается возможность возобновить процедуру взыскания, числится для наблюдения в течение пяти лет.

Но есть исключение: если основания для возобновления процедуры взыскания задолженности отсутствуют (например, смерть должника), списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.

Если в течение этих пяти лет возникнет возможность взыскания задолженности (изменится имущественное положение должника), то на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения поступлений от должника, задолженность списывают с забалансового учета и одновременно отражают на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется в следующих случаях (обязательно наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства):

  • истек установленный срок исковой давности (подтверждаем ежегодной инвентаризацией 205 счета, оформляем Инвентаризационную опись расчетов по доходам ф.0504091)
  • организация ликвидирована (отсутствие в Реестре юридических лиц подтверждаем выпиской из ЕГРЮЛ)
  • вынесено решение суда (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства)

Списание задолженности сначала с балансового учета, затем с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Рассмотрим несколько практических примеров:

Пример 1. Автономное учреждение физкультуры и спорта в рамках приносящей доход деятельности предоставило услуги по прокату спортивного оборудования и инвентаря. Был заключен договор.

Цена по договору составляла 35 000 руб. Учреждение выставило счет на оплату услуг. Услуги учреждением были оказаны, а их оплата не получена, т. к.

на счета и имущество должника наложен арест и у него нет возможности расплатиться.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отражаются в соответствии с п. п. 96, 97 Инструкции № 183н следующим образом:

операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выставлен счет на оплату услуг по договору (возникла дебиторская задолженность перед учреждением)2 205 20 0002 401 10 12035 000
Списана с балансового учета задолженность неплатежеспособного дебитора2 401 10 1732 205 20 00035 000
Дебиторская задолженность неплатежеспособного дебитора принята к забалансовому учету0435 000

Пример 2. Бюджетное учреждение культуры заключило договор на поставку новых музыкальных инструментов на сумму 500 000 руб.

Поставка по условиям договора должна была произойти после внесения аванса в размере 30% от стоимости. Оплата осуществлялась за счет приносящей доход деятельности.

По причине ликвидации поставщик условия договора не выполнил, инструменты учреждение не получило, не возвращен и перечисленный аванс.

Данные операции в бухгалтерском учете учреждения отражаются в соответствии с п. п. 73, 97, 98 Инструкции № 174н таким образом:

операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс на поставку музыкальных инструментов по договору (у поставщика возникла дебиторская задолженность перед учреждением) (500 000 руб. x 30%)2 206 31 5602 201 11 610150 000
Списана с балансового учета задолженность неплатежеспособного дебитора2 401 20 2732 206 31 660150 000
Дебиторская задолженность неплатежеспособного дебитора принята к забалансовому учету04150 000

Пример 3. В казенном учреждении украдены строительные материалы на сумму
70 000 руб. По факту кражи было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии было приостановлено. Через год следствие по делу возобновили. Виновные лица были установлены, дело направлено в суд. По решению суда виновные лица обязаны возместить причиненный ущерб.

В соответствии с п. 86 Инструкции № 162н сумму ущерба и возмещение его виновным лицом в учете казенного учреждения нужно отразить следующими проводками:

операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена сумма причиненного ущерба1 209 74 5601 401 10 17270 000
Списана нереальная к взысканию дебиторская задолженность после приостановления уголовного дела1 401 10 1731 209 74 66070 000
Дебиторская задолженность принята к забалансовому учету04
Восстановлена в балансовом учете дебиторская задолженность после возобновления следствия по делу и установления виновных лиц1 209 74 5601 401 10 17370 000
Дебиторская задолженность списана с забалансового учета0470 000

В настоящее время момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса и принятия ее к забалансовому учету учреждения определяют самостоятельно.

Для списания дебиторской задолженности комиссия по поступлению и выбытию активов готовит документы:

  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности
  • документы, свидетельствующие о невозможности взыскания задолженности
  • документы, подтверждающие банкротство (ликвидацию) дебитора
  • судебное решение, подтверждающее невозможность взыскания суммы задолженности
  • справку о смерти дебитора и др.

В завершение статьи напомню, дебиторская задолженность, не погашенная на конец отчетного периода, должна быть отражена в отчетности учреждения согласно Инструкции № 191н (ф. 0503169) и Инструкции № 33н (ф. 0503769).

Кроме того, увеличение в течение отчетного года дебиторской задолженности относится к существенным событиям. Информацию об увеличении дебиторской задолженности или работе, проведенной по ее сокращению нужно отражать в Пояснительной записке к отчетности. Об этом говорится в письме Минфина России от 22.07.2016 № 02-06-10/43336.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1560

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении – просроченной, порядок

Списание задолженности в бюджетном учреждении

Дебиторская задолженность, её величина — один из показателей успешности ведения деятельности определенного рода.

Но нередко возникают ситуации, когда дебиторская задолженность становится попросту невозвратной. В таком случае допускается списание таковой, но только лишь при выполнении целого ряда самых разных требований.

Какие должны быть причины

Под дебиторской задолженностью подразумевается долг перед предприятием. Соответственно, отсутствие задолженностей характеризует предприятие только с положительной стороны.

Необходимо будет обязательно периодически осуществлять анализ задолженности данного типа. Это один из самых важных показателей успеха ведения коммерческой деятельности.

Но нередко возникают ситуации, когда долг по какой-то причине становится попросту невозвратным. В таком ситуации одним из решений является списание такового. Но процесс данный имеет свои тонкости, нюансы.

Со всеми ними лучше разобраться предварительно. Причем понадобится не только оформить обширный ряд документов, обосновывающих списание, отражающих данный процесс. Одним из основополагающих факторов является также наличие оснований для списания.

Так как выполнение данного требования строго обязательно. Какие-либо альтернативы попросту отсутствуют.

В случае же если данное требование выполнено не будет, списание дебиторской задолженности выполнено просто так — налоговая служба имеет право наложить на учреждение достаточно существенный штраф.

Причем долг такого типа может возникнуть не только в частном предприятии, но также в бюджетном. Основания для списания дебиторской задолженности будут стандартными.

Сам вопрос признания конкретной дебиторской задолженности подлежащей списанию отражен в п.2 ст.№266 НК РФ.

Данный нормативно-правовой документ включает в себя следующие основания:

  • истек установленный срок исковой давности (согласно ст.№196 ГК РФ);
  • само обязательно прекращено автоматически в силу невозможности выполнения такового (ст.№416 ГК РФ);
  • выпущен соответствующий акт государственного органа по допустимости списания долга как убытка (ст.№417 ГК РФ);
  • имеет место ликвидация конкретной организации (вопрос освещается в ст.№417 ГК РФ).

Причем непосредственно в бухгалтерской отчетности отсутствует таковое понятие, как невозвратный долг. В то же время возможно согласно законодательству отнести таковые дебиторские долги к «прочим расходам».

Имеется специальный алгоритм списания таковых задолженностей. Процесс данный имеет ряд тонкостей, особенностей. Важно соблюдать стандартный порядок. Так как в противном случае могут возникнуть разнообразные сложности с контролирующими организациями.

Порядок

Сама процедура списания дебиторской задолженности в отчетности бюджетного учреждения зависит от одного важного фактора — есть ли специальный резерв по сомнительным долгам.

Именно от этого зависит сам процесс отражения соответствующей процедуры в бухгалтерской отчетности, алгоритм использования проводок.

Если сам долг равен или же более имеющегося соответствующего резерва, то при наличии разницу необходимо будет отнести таковую в счет прочих расходов:

В определенных случаях могут использоваться некоторые другие проводки. Например, счет 76. Основанием для отражения проводки служит резерв по сомнительным долгам. Причем сам списанный долг в течение последующих 5 лет необходимо будет учитывать по дебету счета 007 в полной сумме.

И только лишь после того, как данный период окончится, списание можно будет осуществить окончательно. Отдельным случаем является ситуация, когда предприятие по какой-то причине резерв не создавало.

В таком случае проводки будут выглядеть несколько по другому:

 ДТ 91.2, КТ 62 (также может использоваться какой-либо другой учет для дебиторской задолженности) списаны все расходы нереальные
 ДТ 007 вся списанная задолженность должным образом учтена за балансом

При этом устанавливается срок хранения документов, которые имеют непосредственное отношение к дебиторской задолженности. Он составляет не менее чем 5 лет.

После истечение данного периода времени нужно будет все документы уничтожить установленным способом, с использованием специального акта ликвидации.

Отдельным моментом является отражение списания дебиторской задолженности в налоговой отчетности. При этом списание также осуществляется в счет внереализационных расходов.

При этом таковой признается датой самого раннего события:

  • истек установленный законом срок исковой давности;
  • в реестре юридических лиц появилась запись о прекращении работы должника;
  • имеются документы от судебных приставов.

Документы

Важно помнить о необходимости формировать ряд документов, которые требуются при осуществлении списания дебиторской задолженности. В первую очередь понадобится составить специальный приказ по поводу о инвентаризации долга.

Далее, после выполнения соответствующей процедуры, нужно будет в обязательном порядке занести все данные в форму ИНВ-17. Формат данного документа определен законодательно.

Далее издается специальный приказ о ликвидации конкретного долга учреждения — документ должен быть завизировать руководителем.

Основанием для составления такового приказа являются:

  • акт инвентаризации;
  • бухгалтерская справка.

В обозначенных выше документов потребуется указать точный размер задолженности, а также указать причины, по которым конкретная задолженность стала невозвратной. Потребуется указать ссылку на номер, а также дату акта инвентаризации.

Важно учесть, что подобные списанные дебиторские долги проверяются особенно тщательно налоговыми службами. Потому оптимальным решением будет приложить к стандартному обязательному перечню документов некоторые дополнительные.

Они должны снимать вопросы по поводу возникновения факта списания задолженностей. В перечень таковых дополнительных документов возможно будет включить следующее:

  • договоры;
  • накладные;
  • акты оказания услуг;
  • счета;
  • основания для признания конкретного долга невозможным к возврату (выписка из ЕГРЮЛ).

К вопросу документального оформления стоит отнестись максимально серьезно. Так как нередко возникают самые разные сложности с проверками именно из-за банальной нехватки постановления от судебных приставов. К документальной стороне вопроса нужно будет подойти очень внимательно.

Сроки

Установлены определенные сроки для хранения данных по поводу списанных дебиторских долгов.

Вопрос данный определяется законодательно, потому таковые сроки необходимо будет обязательно соблюдать:

  • в налоговой отчетности необходимо хранить все документы, данные не менее 4 лет;
  • в бухгалтерской отчетности данный период времени увеличен до 5 лет.

Важно учитывать, что законодательство ежегодно изменяется. Потому следует внимательно следить за всеми его правками. Нередко всевозможные конфликтные ситуации возникают из-за неосведомленности бухгалтера.

Что такое оборачиваемость дебиторской задолженности, .

Источник: http://finbox.ru/spisanie-debitorskoj-zadolzhennosti-v-bjudzhetnom-uchrezhdenii/

Как списать долги кредиторов и дебиторов в бюджетных учреждениях

Списание задолженности в бюджетном учреждении

Как и в любом другом предприятии, бюджетные учреждения тоже составляют бухгалтерский баланс, куда вносят информацию по ДЗ и КЗ.

Со временем у обоих видов задолженностей может истечь срок давности, после чего их нужно будет списать. Но делать это нужно правильно.

Существуют определенные правила, по которым проводится списание дебиторской и кредиторской задолженности в бюджетном учреждении.

Что входит в ДЗ и КЗ

Согласно действующему законодательству инвентаризация дебиторки и кредиторки должна осуществляться один раз в год, по результатам которой составляется отчет. При этом не запрещается производить дополнительные проверки, организованные руководством предприятия или бухгалтерским отделом.

Примером внеплановых проверок могут быть:

  1. Сверка ДЗ и КЗ по контрагентам или периодам задолженности.
  2. Подписание актов инвентаризации с партнерами, которое зачастую производится один раз в квартал.
  3. Уточнение данных по кредитору или должнику (его существование, юридический адрес, контакты, реквизиты и т. д.).

В бухгалтерском балансе возможно образование следующих видов просроченных ДЗ или КЗ:

  1. Расчет с покупателем или поставщиком за определенные услуги или продукцию.
  2. Авансы и предоплаты.
  3. Превышение или недовыплата з/п сотрудникам.
  4. Выданные или полученные займы.
  5. Компенсация ущерба и т. д.

Если должник не погасил всю сумму, положенную организации, вовремя, то ДЗ может стать просроченной. Кредиторка и дебиторка с истекшим сроком давности зачастую становятся безнадежными, то есть получить средства невозможно. Именно в этом случае производится списание всех видов задолженностей. Однако действовать нужно в соответствии с существующими правилами и порядком.

Списанию подлежат задолженности, вернуть которые не предоставляется возможным

Основания для списания

Согласно ГК РФ существует несколько причин считать задолженность безнадежной:

  1. Если срок исковой давности истекает или уже подошел к концу.
  2. Невозможность исполнения обязательств по займу.
  3. По результатам акта, составленного соответствующими государственными органами.
  4. Смерть должника.
  5. Ликвидация юрлица.

Эти причины являются основаниями для списания кредиторской или дебиторской задолженностей. Также в расчет берутся события, которые не зависят от сторон (природные катаклизмы, войны, эпидемии и т. д.).

Чтобы использовать это в качестве основания, нужно документально подтвердить, что чрезвычайное происшествие имело место быть.

Для этого подойдут сводки из метеослужбы, справки, взятые в МЧС или военное положение в стране и регионе.

Если кредитор или дебитор подал в суд, чтобы вернуть долг, то полученный исполнительный лист передается в ФССП. Далее приставы действуют в рамках закона, производят арест счетов, опись имущества и т. д.

Срок исковой давности

В соответствии с действующим на 2018 г. российским законодательством общая длительность этого показателя равна трем годам. Это прописано в ст. 196 ГК РФ. Исчисление этого периода начинается с момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении своих прав.

Некоторые сложности могут возникнуть, если по договору, подписанному обеими сторонами, не предусмотрено истечение срока исполнения долговых обязательств. В таком случае, чтобы востребовать свои деньги, будет не более 30 суток. Поэтому действовать нужно незамедлительно, иначе вы можете потерять свою возможность на получение долга или его списание.

Основанием для списания служит истечение срока исковой давности

Изменять правила и сроки исчисления давности нельзя даже при обоюдном согласии сторон, поскольку они регламентируются Гражданским Кодексом РФ. Прерывание этого периода давности приводит к тому, что задолженность не получится списать со счета. Это возможно в следующих случаях:

  1. Если подано исковое ходатайство в суд.
  2. Если должник признает свои обязательства.

Прерывание срока давности возможно многократно, когда производятся определенные законодательством действия, способствующие этому.

Существуют и другие причины, по которым течение срока давности может прерываться. После устранения проблемы или разрешения вопроса, отсчет начинается по-новому.

Если спустя какое-то время он снова будет прерван, то цифра обнуляется. Таким образом, процесс может довольно сильно затянуться.

Просроченная ДЗ и КЗ

В первую очередь производится инвентаризация, сведения по которой вносятся в документы по бухучету. Комиссия, осуществляющая эту процедуру, обязана установить следующее:

  1. Верность всех расчетов, произведенных банками, финансовыми предприятиями, контрагентами и т. д.
  2. Правильность задолженностей, возникших в ходе хищений и недостач. Причем они должны быть обоснованными.
  3. Соответствие дебиторской и кредиторской задолженностей с реальным положением вещей. Обоснование тоже должно быть.

Полученную информацию отражают в описи, которую составляют по результатам произведенной проверки. Документ должен быть составлен правильно, а вся указанная в нем информация достоверной и соответствовать действительности.

Списание любых задолженностей производится по каждому отдельно взятому долгу, в соответствии с итогом инвентаризации, а также письменного указа руководителя компании. Если есть все основания, то бухгалтер производит списание невостребованной кредиторской или дебиторской задолженности в бюджетном учете.

Для любого предприятия, бюджетного или коммерческого, такой исход является довольно выгодным, поскольку должник может избавиться от своих обязательств. Для кредитора данная процедура тоже может быть полезной, поскольку избавляет от ненужной бюрократии.

Однако все индивидуально, и каждая, отдельно взятая, ситуация сильно отличается от другой.

Просроченная задолженность должна быть списана

Иногда происходит возникновение скрытой кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях. Это происходит чаще всего из-за распространенной системы оплаты приобретения продукции или услуг с внесением предоплаты. Чтобы ее выявить, необходимо произвести анализ всех расходов и доходов организации.

Ключевой особенностью, относящейся к списанию задолженностей в БУ, является вынесение суммы за пределы основного ББ. Забалансовые счета работают приблизительно по такому же принципу, как и другие. То есть материальные поступления отражаются в дебете, а изъятия денежных средств из бюджета – по кредиту. Никаких корреспонденций нет.

Система учета довольно упрощенная в сравнении с аналогичной у коммерческих предприятий. Имеются определенные особенности и нюансы, затрудняющие отслеживание поступлений и списаний.

Поэтому заниматься ведением отчетной документации должны только специалисты, а не дилетанты.

Причем государственных учреждений это касается в первую очередь, поскольку они используют для осуществления своей деятельности средства, поступающие из бюджета.

Проводки при списании ДЗ и КЗ

Эта операция осуществляется, только если комиссия принимает решение, по которому нужно произвести соответствующую процедуру. Все показатели по просрочке указываются на счету 0.401.10.173. Он используется во всех случаях, когда приходится списывать кредиторку или дебиторку в казенном учреждении. В регламенте при этом указываются различные пункты:

  • 150 (инструкция 174н);
  • 178 (инст. 183н);
  • 167 (162н).

Невостребованная КЗ списывается с забаланса, когда произведена инвентаризация и подписан акт по контролю бухгалтерского учета. Это отличие от аналогичной процедуры, производимой в коммерческих предприятиях, очень важно. Ведь весь порядок действий из-за этого меняется, а проводки совершенно иные.

В бухучете списание задолженностей сопровождается проводками

При этом делаются следующие записи:

Источник: https://MoyDolg.com/debt/yurlica-3/spisanie-debitorki-i-kreditorki-v-bjudzhetnom-uchrezhdenii.html

Порядок Списания Дебиторской Задолженности Казенное Учреждение 2020 Год

Списание задолженности в бюджетном учреждении

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются в том числе активы. То есть списание дебиторской задолженности с баланса учреждения возможно только в том случае, когда она перестает быть активом.

Это означает, что до принятия соответствующего решения должны быть реализованы все законные меры и действия, которые могли бы привести к ее возврату (например предложение погасить задолженность в добровольном порядке, обращение в уполномоченные органы (в суд, к судебным приставам и т.д.)).

Однако при выполнении таких действий должен быть соблюден принцип существенности затрат на формирование информации о состоянии активов (в соответствии с абз. 7 п. 3 Инструкции N 157н).

То есть если затраты на реализацию конкретной меры по возврату задолженности превышают сумму задолженности (например, сумма госпошлины для обращения в суд превышает сумму задолженности), при этом нет достоверной информации об эффективности данной меры (задолженность по результатам произведенных действий может быть и не возвращена), то нет смысла и осуществлять соответствующие расходы.

В свою очередь, бухгалтерия может располагать достаточным набором документов, в соответствии с которыми та или иная дебиторская задолженность может быть отнесена к нереальной. Поэтому именно бухгалтерия может выносить предложения по отнесению конкретной дебиторской задолженности к нереальной к взысканию на рассмотрение Комиссии.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении проводки

При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности.

Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Такие правила предусмотрены пунктом 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций.

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.

5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов. При этом проверяется корректность сумм ДЗ и правомерность их отражения в учете в качестве активов (п.

3.48 приказа № 49).

Учреждению необходимо следить за сроком исковой давности, так как по его истечении ограничена возможность воспользоваться судебной защитой нарушенных прав. Это означает, что учреждение не имеет права требовать оплаты поставленного по договору товара (выполненных работ, оказанных услуг) и возмещения убытков, вызванных невыполнением обязательства, через суд в принудительном порядке.

Рекомендуем прочесть:  Получают ли матери одиночки пособие

В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности – три года.

При заключении договора стороны определяют срок выполнения обязательств каждой из сторон: срок поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и срок их оплаты. Пунктом 1 ст.

314 ГК РФ установлено: если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период, в течение которого оно должно быть исполнено, оно подлежит исполнению в названный день или, соответственно, в любой момент в пределах данного периода.

По таким обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 200 ГК РФ).

Возврат в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет (проводки)

Отсюда выходит, что показ в учете адресата средств операций, которые исходят из перечисления суммы долга по дебиторке предыдущего периода, будет зависеть от того, на какой именно л/с в банке была принята величина денег от контрагента: на счет адресата денег из бюджетной сферы или на счет учета прибыли.

С переменой состояния имущества должников у них возникает возможность восстановления дебиторской задолженности прошлых лет. Помимо этого, при признании человека должником, неспособным расплачиваться деньгами, количество обязанности способно перечисляться руководителям на счета организаций или в сферу бюджета.

Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении

При возобновлении процедуры взыскания задолженности с дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений такая задолженность списывается с забалансового учета. Суммы поступившей задолженности подлежат перечислению в бюджет.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 8 ГК РФ гражданские права возникают, в частности, из договоров, предусмотренных законом, и из договоров, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Например, в силу ст.

454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Таким образом, основанием для возникновения обязательства становится договор, заключенный между учреждением и заказчиком (покупателем).

В большинстве случаев возникновение дебиторской задолженности является результатом неисполнения заказчиком (покупателем) обязательств, хотя оно может быть связано с задолженностью подотчетных лиц за выданные им денежные суммы, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и пр.

Списание безнадежной дебиторской задолженности в казенном учреждении

При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности.

Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного законодательно установленного срока) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 339 Инструкции № 157н).

Казенное учреждение должно своевременно списывать безнадежную задолженность в бюджетном учете. Действующим законодательством не установлен порядок действий при списании задолженности с бухгалтерского учета. Поэтому учреждению следует установить такой порядок самостоятельно в своей учетной политике. В этом вам поможет статья.

Порядок списания дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Если учреждение не сохранило первичные учетные документы, подтверждающие величину дебиторской задолженности, то основания для ее списания также отсутствуют.

Учреждения обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бюджетного учета и бюджетную отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет (п.

1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ “О бухгалтерском учете”).

Общий срок исковой давности согласно статье 196 ГК устанавливается в 3 года. По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 статьи 200 ГК). Таким образом, по обязательствам с установленным в договоре сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Списание просроченной дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

В отношении кредиторской задолженности в сумме не предъявленных кредитором требований в период срока исковой давности, не подтвержденной по результатам инвентаризации кредитором, комиссия учреждения может принять решение о ее списании с балансового учета.

Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета с использованием счета 0 401 10 173 и с одновременным отражением указанной суммы на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредитором».

Списание просроченной кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Очень часто возникают ситуации, когда, в связи с отсутствием средств в бюджетных учреждениях возникают суммы непогашенной кредиторской, которая может учитываться не один год. Поэтому Приказом Госказначейства от 08.05.

2001 года № 73 утвержден Порядок списания кредиторской задолженности бюджетных учреждений, срок исковой давности которых истек.

Для этого приказом руководителя создается специальная комиссия или же эту работу проводит ежегодный инвентаризационная комиссия.

Рассмотрим порядок учета и списания кредиторской в бюджетном учреждении. Под кредиторской задолженностью бюджетного учреждения, как правило, понимают долги по принятым обязательствам, суммы денежных средств или стоимость иных активов, которые подлежат передаче кредитору в обмен на поставленные нефинансовые активы, оказанные услуги или выполненные работы.

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: